maxilla_k (maxilla_k) wrote,
maxilla_k
maxilla_k

Categories:

Крест, попса и водка в обмен на нефть.

В этом году ежегодный праздник Рыболова и охотника в деревне Русскинская, что более, чем в 100 км. от Сургута, пришелся на 25 марта. В этот день из всех окрестных юрт и стойбищ в деревню возвращаются местные жители - ханты, а также съезжаются посмотреть на них, на их традиционные спортивные игрища, прикупить изделия их национальных ремесел жители всех городов Ханты-Мансийского округа. Что интересно, в самой известной хантыйской деревне в обычные дни не так-то и легко встретить ханта, они все в лесах, а большинство населения составляют (удивитесь) чеченцы. На месте Бин Ладена я бы всерьез бы задумался о том, чтобы прятаться именно в деревне Русскинская. И хрен бы кто догадался бы его там искать! 
Мы приехали туда в 10 утра. Парковка, устроенная специально в этот день на одной из больших площадей, была забита машинами и экскурсионными автобусами. Зрители толпились вокруг ограждения, охраняемого милицией. Внутри этого ограждения готовились к старту ханты на оленьих упряжках. Поскольку мы были аккредитоваными журналистами, нас пропустили внутрь этого ограждения... 

Надо сказать, что мое представление о современных хантах, манси и коми, коренных жителях Югры, у меня сложилось ровно год назад, когда мы специально летали в маленький городок Саранпауль, а оттуда ехали на гусеничном вездеходе по замерзшему льду реки Манья на одно из их стойбищ. Я как-нибудь отдельно расскажу про ту поездку, она стоит того. Но одним из самых сильных моих впечатлений, которое я запомнил надолго, был коми-зырянин Гена. Диспропорциональный маленький (они все очень низкорослые) Гена еле стоял в своей малице (национальной верхней одежде), качаясь на ветру (ветер был едва заметным); его руки из-за того, что он сильно сутулился свисавшие до его колен, болтались, как два маятника, в противоход конвульсивным движениям гениного тела. Гена пытался произвести хоть какой-нибудь звук... Безуспешно. Гена был в дым пьян. И это несмотря на то, что их предупредили заранее, что мы приедем, и строго-настрого запретили прикасаться к спиртному. 

И вот, оказавшись внутри ограждения, я стал искать кого-нибудь похожего на Гену, которого я с тех пор очень любил изображать по поводу и без... И вдруг я неожиданно понял: они ВСЕ Гены; вокруг меня - одни Гены, и их много. То тут, то там кто-либо из них прикладывался к балонам с пивом. Может, стоящим за ограждением зрителям этого и не было видно, но здесь... Причем, пили все: женщины, дети. Я удивляюсь, что олени не пили. 




Известно, что малые народности, и ханты в том числе, нетолерантны к алкоголю. В результате такой активной подготовки к стартам около 70% (!!!) оленьих упряжек не смогли преодолеть линию старта (!!!), не говоря уж о финише. Их заносило влево, они сбивали друг друга, олени путались в упряжи. Все это вызывало дружный смех как зрителей, так и остальных хантов, ожидавших своей очереди идти на старт. Я стал рассматривать их лица. Женщины, дети - беззубые. Мужчины с редкими железными зубами курят что-то вроде "Беломора", пьют "Девятку", угощают женщин и детей. У кого-то из детей отморожены пальцы, у кого-то явные следы олегофрении на лице (видимо, зачаты под сильным градусом). Да им много-то и не надо! Возраст женщин угадать решительно невозможно!
В результате в гонках победил №17 Валера Покачев (в последствии оказалось, что в деревне чуть ли не каждый третий носит фамилию Покачев). Призы, правда, надо отдать должное, впечатляли: снегоход "Буран", лодочный мотор и т.д. Ну это, разумеется, только главные призы. Остальные (мелкие) призы были просто растащены хантыйскими бабами по завершении гонок на оленьих упряжках.  В это же время милицейское ограждение было снято и публика ринулась внутрь. Кто-то, чтобы сфотографироваться с хантами. Кого-то катали на оленьих упряжках (и снегоходах) за вполне внушительную плату: от 150 до 500 рублей за поездку. Видимо, из-за ограждения действительно не видно было, как ханты заправлялись алкоголем. Иначе, на мой взгляд, риск прокатиться на упряжке становился бы неоправданным. Впрочем, большинство зрителей тоже не отличалось трезвостью. Короче, самый что ни на есть настоящий день охотника и рыбака. 
После небольшого перерыва различные соревнования продолжились на других площадях деревни. Мне запомнились лазание по (вертикальному) столбу (для скептиков хочу заметить, что к этому моменту ВСЕ участники соревнований были достаточно основательно пьяны), кидание арканов и бои на бревне. Последнее состязание вызвало наибольший ажиотаж.   Двое хантов садятся на горизонтально-закрепленное бревно напротив друг друга и при помощи мешков (внутри которых старые пуховые одеяла, мягкая и легкая одежда и т.д.) пытаются сбить друг друга с бревна. Страсти кипели нешуточные. Кому-то разбили губу в кровь. Все это комментировал в режиме живого времени местный острослов, которому, право, не знаю, почему тут же не наваляли за его дурацкие шутки, - наверное, потому, что он раздавал призы... А поскольку все "заранее подготовленные" призы к тому времени уже растащили бабы, то "острослов", ничтоже сумняшись, поставил на кон ящик пива. В какой-то момент мне показалось, что соревнующиеся готовы друг друга за такой приз если не убить, то покалечить точно. Запросто. Финальный поединок был очень ожесточенным. Фаворит Коля "Мощный" Покачев все-таки уступил в финале хилому на вид, но более юркому противнику. 
После этого был намечен концерт, плавно переходящий в дискотеку.  "Русские" (не знаю, как правильно их назвать, короче, нехантыйки) из приезжих 40-50-летние бабищи разошлись не на шутку. Они трясли недюжими телесами и пытались вытащить танцевать двоих молодых хантов, скромно жавшихся слева от сцены. Надо сказать, что бабищи были в полтора раза выше и, наверное, в два раза больше (шире) парней-хантов. Потом уже подошли и основательно подвыпившие ханты и хантыйки, и все они стали плясать под все эти "Выпьем по второй", "Ну, что, девчата, по-маленькой"... Все эти алкогольно-попсовые "хыты". Может, потому что я работал и сам был трезвый, зрелище это вызывало во мне отвращение. Мне подумалось, что попса - это ведь нынче универсальное средство оккупации. Если раньше, еще до Ивана Грозного, когда "русские" боялись свой нос сунуть в земли остяков и вогулов (нынешних хантов и манси), они завоевывали эти земли подло не на поле брани, а с помощью креста и самогона, то сейчас к этому добавилась еще и попса.
Не знаю, почему, но хантыйки очень не любят, когда фотографируют их маленьких детей. Может, у них поверие такое... Не знаю. Но "русских", конечно, хлебом не корми, дай сфотографировать ребенка. Но сфотографировать-то ладно: при современных средствах фотографии можно сделать это так, что никто и не заметит. Однако, поскольку дело уже шло к вечеру, то солнце было низким. И вот, чтобы вытащить хантыйского ребенка на свет (в солнце), эти "бабищи" покупали дешевую шоколадку и манили ею хантыйского ребенка. Тот доверчиво, вытянув руку, шел за шоколадкой, пока не попадал в солнечный свет, где его успешно хватали и фотографировались с ним. Представляю, как эти бабы потом показывают кому-нибудь такие фотографии: "А это я с обезьянкой"...
Вероятно, такие "праздники" придуманы для того, чтоб люди, живущие СЕЙЧАС на территории Югры, знали, кто издревля населял эти земли. Вроде бы благородная идея. Но что узнаЮт эти люди про великое прошлое этих спившихся хантов и манси на таких мероприятиях?! Они лишь увозят с собой фотографии "обезьянок". Я долго не мог понять, зачем вогулов и остяков в свое время переименовали в манси и хантов. Видимо, чтобы лишить их великого прошлого, оторвать от народных корней, традиций. Тем не менее, не будем забывать, что на нефти из ИХ исконных земель строится нынешнее богатство и могущество России. 
  

Tags: Сибирь, Ханты-Мансийский округ, Югра, йа, майка-алкоголичка, малые народности, пивной животик, посты 1 - 300, православие, религия, этника
Subscribe

  • 3642. А ты не летчик...

    Очень странно, но давно я не был в театре кукол Карабаса Барабаса Школа Современной пьесы. Они уже и переехали очередной раз... Нет, конечно,…

  • 3636. Умирать здорово.

    " Русская народная почта" (реж. Георгий Долмазян) Театр МОСТ, 26 марта 2021 года. (по приглашению сообщества moscultura и…

  • 3624. В последний день зимы.

    Поход в верховья реки Сетунь. Часть 2. Переделкино - Мичуринец - Рассказовка. (первую часть: Солнцево - Переделкино см. здесь) ... на фото:…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments