maxilla_k (maxilla_k) wrote,
maxilla_k
maxilla_k

День театра.

К международному дню театра мне хотелось бы вспомнить мой старый текст - рецензию на прекрасный спектакль театра на Таганке "Евгений Онегин". Я смотрел его на традиционной для любимовской Таганки предпремьерном показе (превью) 20 июня 2000 года. Тем не менее, насколько мне известно, спектакль до сих пор в репертуаре театра, что не может не радовать.

БИВИС, БАТ-ХЕД И ПУШКИН или ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН (REMIXED).

На выходе из театра на Таганке стоит англичанин и говорит: "Pushkin in Russia is like Shakespeare in England. You don't have to understand anything, you just listen!" Мы так гордимся тем, что мы - русские, и ни один иностранец не поймет "загадочной русской души", потому что никогда не сможет понять Пушкина.
Я, как и большинство из вас, читал "Евгения Онегина" в школе, чтобы успокоить маму и дедушку... Пробежал глазами слова и не хрена не понял. Нет, я не горжусь этим, отнюдь. Наоборот, после просмотра спектакля театра на Таганке "Евгений Онегин" мне было стыдно, как никогда...
Как чеченов "в сортире мочить", да палить по американскому посольству из "мухи", протестуя против бомбежек братьев-сербов, так все мы - ну прям такие русские, бляха-муха, а как прочитать и ПОНЯТЬ "Евгения Онегина" великого русского поэта Пушкина - так это вряд ли...
Вот пусть мне, не иностранцу отнюдь, более русские, чем я, товарищи объяснят следующее... Прошу прощения у уважаемого читателя за переход ненадолго на лексику, по моему опыту, более понятную современному русскому молодому человеку:
Итак, маза такая:
Жека достался по полной программе питерской тусовкой (Москва при царе Горохе не канала), где все чувства притворны и где все только спят и видят, как бы кирнуть на халяву Sprite'а, и свинтил на фазенду, тем более, что там какой-то его родак "склеил ласты" и оставил за просто хрен поиздержавшемуся в столицах Жеке нехило бабок. А там телка его увидела и выпала в осадок... Она, раз, к нему, а он - типа: опаньки, я - крутой, и вертел таких как ты тоннами на оси в своей прошлой инкарнации. Она утерлась, раз такая байда, чо делать-то?! А тут, оказывается, еще один авторитет неподалеку промышлялся - Вован. Но тот-то запал на младшую сестру (дык, елы-палы) - Ольхиту. Ну он дивился-дивился на Жеку, а потом и говорит ему: Чо ты куксишься, загоняешься тут по пустякам? Давай рванем в ночной клуб, типа оттянемся в полный рост, там баб красивых немеренно. Там и Танька будет, ну и Ольхита, понятно... Ну, Жека поломался - поломался, да и согласился - один пень, он уже который день груши околачивал дома в одиночку. Приехали, значит, а там Танька везде, смотрит на него преданными глазами... Короче, Жека назло Вовану стал вовсю за Ольхитой ухлестывать, а та и торчит - глазки строит (бабы, они все такие: "Я сама, я сама!"). Ну, Вован чисто пальцы разогнул и позвал Жеку на разборки, а Жека: ладно, блин, мне человека пришить как два пальца об асфальт... Ну и на следующее утро на стрелке сам первый (!) пальнул и грохнул Вована. Ну чо, это нормально по понятиям по-твоему?
Мне вот не слишком понятно, зачем Онегин все это сделал... Может, я не вполне русский?! Гей, славяне, объясните, а? А то, ведь, подойдет иностранец, спросит... Только и остается ответить ему, что это - "загадочная русская душа", и никогда ему, буржуину проклятому, не понять нашего Пушкина.
Говорила мне мама: учись хорошо, слушай учителя... Куда там! Нет, я, конечно, слушал учителя и повторял за ним тупо, чтоб вымучить свою жалкую "тройку" по литературе: Онегин - лишний человек; Пушкин актуален и современен...
Это-же самое берется доказать и Юрий Любимов, и это ему блестяще удается. Этот веселый и озорной спектакль начинается, как и положено, со строчек: "Мой дядя самых честных правил...", только исполняемых рэпом с подтанцовками. В дальнейшем штатный пародист театра на Таганке Владислав Маленко читает пушкинский текст голосом Бродского, Вознесенского, Высоцкого и даже поет его в манере Бориса Гребенщикова. В отличии от его опусов в стиле Горбачева, Жирика и Ельцина в спектакле "Братья Карамазовы", где он играет Смердякова и черта, здесь это выглядит вполне уместным и остроумным, и зал радостным смехом откликается на это. Фаворит Любимова последнего времени Феликс Антипов (он занят во ВСЕХ последних спектаклях театра) распевает Пушкина под африканские ритмы, и хор актеров подпевает ему. Чтож, Любимов безусловно доказал всем скептикам, считающим, что язык рок-н-ролла английский, а оперы - итальянский, что пятистопный ямб Пушкина на русском языке звучит естественно абсолютно везде.
В спектакле занята, в основном, амбициозная, но известная пока только завсегдатаям таганковских премьер, молодежь театра. Здесь нет главных ролей, и таким звездам театра, как Золотухину (сейчас плотно занятому на съемках рекламных роликов) и Шаповалову, здесь делать нечего, да они бы и не смогли, вероятно, вписаться в по-школьному издевательский тон спектакля. А Любимов смог. Это спектакль, сделанный людьми театра, знакомыми с Интернетом и MTV, для таких-же как они людей в зрительном зале. В школе Пушкин мертвый - с него сдувают пыль, кашляют и морщатся; у Любимова на Таганке Пушкин живой. И поэтому над ним можно смеяться и показывать ему язык. Э-э-э! И спектакль живой. Он безусловно получился, что особенно радует после сомнительных "Хроник" по Шекспиру, за который Любимова, вероятно, не критиковали только потому, что он - Любимов. Но, видимо, несмотря на весь фимиам, Любимов это почувствовал... Со времен легендарного Гамлета у Любимова вошло в привычку приписывать классикам парочку-троечку своих строчек. Здесь во время рассуждений Онегина в исполнении А. Лырчикова (всего на сцене Онегиных традиционно для поэтических спектаклей Таганки несколько - так было с Маяковским в "Послушайте!" и с тем же Пушкиным в "Товарищ, верь!") о том, как надоел ему "свет" и театры, про "пару женских ног", актер спускается со сцены, идет в 5 ряд, пробирается мимо ничего не понимающих зрителей, садится на подлокотник одного из кресел и заканчивает свой монолог следующими строчками:
Таганку долго я терпел,
Но и Любимов надоел...

Надо сказать, что именно это я чувствовал после спектакля "Хроники", и, видимо не один я, а хитрец Любимов уловил это...
Еще один "ветеран", достойно смотрящийся на фоне молодежи, это Любовь Селютина в роли Татьяны. Актриса, играющая Ольгу намного моложе ее, но когда Онегин говорит: "... Я выбрал бы другую", то это выглядит совершенно естественно благодаря благородной красоте Селютиной. После того, как актриса в 1996 году блестяще сыграла Медею, стало искренне обидно, что такая прелестная актриса долгое время находилась в тени Зинаиды Славиной.
Очень удачно смотрится привет из, к сожалению давно сошедшего с репертуара, спектакля-легенды "10 дней, которые потрясли мир" - театра теней. Декорация состоит из двух ярусов, разбитых как бы на комнаты с занавесками, которые и служат экранами для театра теней, и при помощи них порой осуществляется звуковое оформление, когда они ритмично то открываются, то закрываются. Очень красивая находка с фонариками: у каждого актера по два фонарика, которые тот зажигает попеременно в темноте, освещая разные части своего лица...
Заканчивается спектакль тем, что в зал выбегает актер с микрофоном и начинает приставать к зрителям, чтоб те сказали свои любимые строчки из "Евгения Онегина", а африканский хор на сцене распевает их. К ним присоединяется Любимов, танцующий что-то на подобии хип-хопа. Я думаю, что этот спектакль понравился бы даже Бивису и Бат-Хеду (правда, если бы их спросили прочитать любимые строчки, то они могли бы процитировать не менее известную, чем оригинал, матерную версию "Евгения Онегина", которую великолепно в свое время начитал на магнитофон легендарный актер МХАТа Качалов). А Пушкин, живи он сейчас, был бы наверное известным рэппером, может, даже более популярным, чем ДеЦЛ.
Спектакль восстанавливает, изрядно пошатнувшееся после празднования 200-летия, доброе имя Пушкина. Как вы думаете члены орг.коммитета по празднованию читали Пушкина? Тогда почему в прошлом году у них вышла такая лажа? Вообще удивительно: как только у нас чей-нибудь юбилей, то поневоле начинаешь ненавидеть юбиляра из-за бесконечных пошлых передач по ТВ и радио, и торжественных открытий памятников где-нипопадя: у Никитских-ли ворот или на Курском вокзале, будь то Марина Цветаева, Иосиф Бродский или же бедняга Пушкин.
Tags: english, иностранцы, литература, музыка, посты 301 - 600, рецензии, театр
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments