?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Наш НеФормат Previous Previous Next Next
Последнее испытание. - Глубина резкости
Отстойник непрошенных мыслей
maxilla_k
maxilla_k
Последнее испытание.
Ох, не уделил я в свое время должного внимания названию альбома, а, видно, напрасно...

«Последнее Испытание. Диск 1»
(с) Перекресток Рекордс, 2009
20 tks. / t.t. 59.05



«Последнее испытание» - это, как написано на обложке, «фэнтези-мюзикл». Не стану скрывать, каждое из этих двух слов вызывает у меня стойкую идиосинкразию. Однако, во-первых, старшие товарищи недавно настоятельно рекомендовали мне ознакомиться с миром фэнтези поближе, а я привык прислушиваться к добрым советам. И, во-вторых, у меня нет сомнений в том, что один из создателей мюзикла, композитор Антон Круглов, хорошо отдавал себе отчет в том, кому он дает пластинку на рецензию. А для него это не просто дело 10 лет жизни - это своеобразный трибьют тусовке ролевиков и реконструкторов, которая, по его словам, дала ему все: музыку, жену, правильное отношение к жизни. Я лично полагаю, что дело вовсе не во внешних обстоятельствах, и попади Антон к «русским индейцам», хиппи или поклонникам йоги, он точно так же нашел бы себя. Но он попал к ролевикам. Судьба, вероятно. Кто возьмется с ней спорить?! Может, разве что черный маг Рейстлин Маджере, чью партию в мюзикле как раз и исполняет Антон Круглов.

«Последнее Испытание», по большому счету - это и есть Антон Круглов, хоть его имя попросту теряется среди «корифеев жанра»: Хелависы (МЕЛЬНИЦА), Елены Ханпиры (ТОЛ МИРИАМ), Федора Воскресенского (TINTAL) и др. Но без их участия проект, может быть, многое и потерял, но все равно состоялся бы, а без Антона – нет. Он не только автор всей музыки и исполнитель партии Рейстлина, не только записал все на своей студии «Saruman Records», но и сам сыграл все музыкальные партии (о чем, видимо, из скромности умолчал в буклете к диску), кроме нескольких партий ударных и соло-гитары (их исполнители – Дмитрий Фролов и Александр Петухов соответственно - в буклете указаны). Короче, мегареспект без всякого ёрничества, ибо такое отношение к делу сейчас редко встретишь.

С панегириками покончили, теперь перейдем к делу. На мой взгляд, успех подобного проекта можно оценивать, по крайней мере, по двум очень важным критериям:
1) будет ли мюзикл интересен широкому зрителю или ограничится «гарантированным успехом» среди своих;
2) сподвигнет ли он к тому, чтобы прочитать или перечитать книгу-первоисточник.

Начну со второго: что касается меня, то нет, нет, ни за что! «Лучше умереть, чем есть цветную капусту»! Уже в либретто встречаются фразы типа «…черный маг Рейстлин Маджере собрался открыть Врата Бездны, чтобы сразиться с Владычицей Тьмы – Такхизис», которые не могут не вызывать законного опасения за душевное здоровье. Цикл же «Сага о Копье» («Dragonlance») за авторством Маргарет Уэйс и Трейси Хикмена, по которому написан мюзикл, это 6 (шесть!!!) книг. А всего книг, входящих в цикл, больше 30. А я-то по наивности думал, что только Донцова считает, что «большой писатель» это тот, кто больше пишет…

Но и это бы еще ладно. Осенью намечается выход второго диска (продолжения) и, если кризис не помешает, постановка мюзикла на московской сцене. Так вот, получается, я слышал только половину всей истории, но мне уже понятно, что будет дальше. Ибо законы жанра - как тиски, и никуда из них не вырваться. Если герой должен доставить кольцо, палочку или проездной билет на троллейбус за сентябрь из пункта А в пункт В, он это сделает. И даже если эльфы, тролли и киборги всех мастей объединятся с Ктулху, Гитлером и Биллом Гейтсом, они все равно не смогут ему помешать. Да сюжет «Курочки Рябы» в разы более неожиданный и захватывающий! В мюзикле же «Последнее Испытание» все однозначно как удар топора. Дутая героика, не предполагающая иронии, с примитивным сюжетом, растянутым как коленки старых тренировочных штанов. Особенно нелепо весь этот пафос выглядит еще и в сочетании с глупо звучащими по-русски именами персонажей: Катехизис Такхизис, Карбофос, Карволол Карамон, Крыса, Крыся Орбакайте Крисания, Мицубиси Паджеро, Давид Муджири, Рислинг Мажорный, пейджер позорный Рейстлин Маджере и т.д.

Теперь возвращаемся к первому вопросу. Боюсь, что ответ, увы, тоже будет отрицательным. Увы - потому что есть очень неплохие музыкальные темы и решения, но кандалы исходного текста неуклонно тянут их на дно. И тут не так много претензий к автору текстов Елене Ханпире. Тем не менее, они, безусловно, есть. Ну, представьте себе вменяемого человека, который на чьем-нибудь дне рождения, например, будет петь про «дрожащие длани» или «торжествующий мрак» из довольно симпатичной с музыкальной точки зрения арии «Легенда о вратах», исполненной в мюзикле Хелависой… Если судить по успешному опыту в этой области, например, «Юноне и Авось (не совсем мюзикл, но все же), то «в народ» уходят песни, в которых поется на так называемые общечеловеческие темы: «Я тебя никогда не забуду», «Белый шиповник», «Авось». Таковых песен на диске «Последнее Испытание» нет. Совсем.

Впрочем, создатели и черпали вдохновение явно из другого источника. Поскольку в свое время среди ролевиков на «Зиланте» они снискали себе славу «местных БИТЛЗ», то теперь, видимо, пришло время замахнуться на Эндрю нашего Ллойда Уэббера. В некоторых местах на диске это ощущается очень явственно - например, в одном из лучших, на мой взгляд, номере «Все Во Имя Веры». Тут, в принципе, и тематика близкая. Но ведь и в «Jesus Christ Superstar» присутствует очень значительная доля иронии по отношению к оригиналу. В отличие, например, от несколько унылого фильма «Последнее Искушение Христа», который, как известно, и принял на себя основной удар и гнев церкви. Вспоминается фраза Мюнхгаузена – Горина про то, что все глупости делаются с серьезным выражением лица. Так или иначе, с этим у мюзикла вышел классический «замах на рубль, удар на копейку», с той лишь оговоркой, что при таком ориентире, как «Jesus Christ Superstar», это может считаться вполне достойным результатом.

Кроме того, авторам, похоже, очень хотелось, чтобы их работа ассоциировалась не столько с жанром современного мюзикла, чьи стандарты вырабатывались на чуждой другой, с культурной точки зрения, аудитории, а, скорее, - с советскими детскими музыкальными виниловыми пластинками, по которым сейчас явственно ощущается определенная ностальгия - таким, как «Алиса в Стране Чудес», например (помните, «…заглавным звуком засилья застойного затишья боярского застолья ворвался грозный стук топора, которым Петр рубил окно в Европу…»). И идея эта, на мой взгляд, совершенно правильная. Однако, и здесь, на мой взгляд, «авантюра не удалась. За попытку спасибо!».

Ну и в заключение - если бы какой-нибудь инвестор спросил бы у меня, стоит ли ему «вкладываться» в постановку мюзикла «Последнее испытание» на сцене, например, я бы ответил: можно, но не советую. Ибо, как и любой из уже поставленных в России мюзиклов, проживет он ровно до тех пор, пока пресса будет делать ему искусственное дыхание рот в рот. Ну, а если простой неискушенный в фэнтези слушатель напрямую и без всяких экивоков спросил бы меня, стоит ли это послушать, я бы ответил: можно, но не советую. Мухомор дешевле и эффективнее!

(с) Максилла Кузнецов

Tags: , , , , , , , , , ,
Current Location: Москва, м. Динамо
Current Music: Сказы леса - О, небо

55 comments or Leave a comment
Comments
kurumo_ From: kurumo_ Date: August 25th, 2009 08:43 pm (UTC) (Link)
Кстати,на спор, но ты не знаешь чем там все кончится:)
Финал совершенно нестандартный.Сейчас в одной из церковных школ будут ставить мюзикл (любительски конечно), потому что он имеет в себе много скрытой..христианской... тематики,как выяснилось...Но в первой части ее нет, там все реально тупо.
maxilla_k From: maxilla_k Date: August 25th, 2009 09:27 pm (UTC) (Link)
Знаешь, Антох, я уже сейчас не так хорошо помню, что там к чему, ибо рецензия написана в начале мая, и с тех пор я только бесконечно менял буквы, слова и фразы. И хоть, честно говоря, это совершенно неважно, я рискну предположить, что в битве один брат заменит другого, врата откроются, а потом у Пейджера будет что-то романтичное с Катетер, в результате чего все снова придет к начальному положению дел. Если бы я писал, я бы запечатал врата их поцелуем, но, думаю, это излишне романтично для фэнтези.
Вот столько всем говорили, что второй фильм "Обитаемого острова" ( http://maxilla-k.livejournal.com/105374.html )будет разительно отличаться от первого (в частности, там будет меньше философии и БОЛЬШЕ экшена, - отчего у меня волосы начинали расти внутрь черепа), но проверять это нашлось не так-то много желающих.
А "церковный мюзикл", согласен, звучит еще стремнее, чем фентези-мюзикл. ;-)
kurumo_ From: kurumo_ Date: August 25th, 2009 09:40 pm (UTC) (Link)
Нефига, не угадал:) Я все таки расскажу тебе,поскольку именно в Бездне это среднее произведение (я о книге) приобретает элементы романа Достоевского. Брат поймет что тут нечисто и уйдет, потом еще в финале повится. Они с жрицей откроют с ней Врата уверенные что у них "любовь", потом маг умрет сражаясь с ТРАХКАТЕХИЗИС и страхами детства. Эта несчастная жеца (как положено по жанру) его оживит,отдавая последние силы. А вот дальше не по жанру: он встанет,отряхнется,скажет ей что использовал ее и станет Богом, перешагнув через нее. И Мир погибнет, потому что он неспособен творить,как существо, отвергнувшее все лучшее ради власти. Короче,все умерли. И не говори,то ты "Так и думал".
Это не "Церковный мюзикл".Это реакция церковной школы на мюзикл:)
megumi_reinard From: megumi_reinard Date: August 26th, 2009 04:30 am (UTC) (Link)
Если не секрет, Вы какую церковную школу имеете в виду?

И почему в первой части нет христианской тематики? Мне кажется, Крисания в самом начале - это типичная неофитка, везде и всюду твердящая о покаянии, а в своём глазу бревна не замечающая. Мне, например, очень понравился в этом отношении эпизод, когда она взялась лечить Рейстлина: она его искренне пожалела - и он к ней потянулся, но потом она снова завела свою песню про храм - и он резко обрывает разговор... Очень жизненно... во всяком случае, для меня.
kurumo_ From: kurumo_ Date: August 26th, 2009 09:31 pm (UTC) (Link)

Неплохой коммент на твою рецензию:)

"В мюзикле же «Последнее Испытание» все однозначно как удар топора"
Да-да, дорогие авторы, действительно, взрослые люди, а развели непойми что - стремление к абсолютной власти, любовь (и даже, о, ужас, бескорыстная любовь со стороны некоторых), предательство-это это слишком обшарпанные материи. Вот если бы у вас Рейстлин мечтал бы стать самым крутым рок-певцом на Кринне, а Крисания спала бы с ним потому что он может бесплатно наколдовывать косметику и шмотки, а сама бы за его спиной без излишнего пафоса шарилась с Карамоном под каждым кустом, а Карамон разрывался бы между любимым братом у которого в запасе так много хорошей травы и жрицей которая умеет избавлять от похмелья наложением рук и все бы они боролись нехорошим Королем-Жрецом, который решил запретить свободную продажу мухоморов - то у вас бы получилась остросоциальная, достойная всеобщего пристального внимания, драма.
А раз уж написали про моральный выбор героя, да про братскую любовь, да ещё и про религиозный культ переходящий в культ личности - то и получите "Дутая героика, не предполагающая иронии, с примитивным сюжетом"
***
Полгода назад ходила на мюзикл "Красавица и Чудовище". Вот казалось бы - все до единого зрителей (ну может быть за исключением совсем маленьких деток) знают сюжет (который тоже можно определить как фэнтези) на 100%. И музыкальные темы уже были сто раз слышаны в мультике. Но почему-то это не мешает людям получать удовольствие от зрелища. Причем всё это идёт под лозунгом "великая история о любви и верности" и никто обвиняет эту сказку в пафосности и не говорит, о том что Чудовище охмуряло Красавицу из чисто корыстных соображений, а Красавица нашла себе богатого дурака с целью вылезти из грязи.
maxilla_k From: maxilla_k Date: August 27th, 2009 06:10 am (UTC) (Link)

Re: Неплохой коммент на твою рецензию:)

Хороший коммент, но, по-моему, мимо. А чего не сюда написали? Я бы ответил. Не знаю, как в книжке, но в мюзикле (во всяком случае, в представленной на первом диске части) вообще нет характеров, есть условные схемы, которые совершают условные поступки, наподобии роботов в соответствии с заданной программой. В них нету жизни, а поэтому и "стремление к абсолютной власти, любовь (и даже, о, ужас, бескорыстная любовь со стороны некоторых), предательство" выглядят не более, чем высосанными из пальца. Кукольные страсти в картонной стране.
Насчет "Красавицы и чудовища" ничего сказать не могу - не видел. И не хочу. Я видел мюзиклы на Бродвее (точнее, офф-Бродвее), а здесь их смотреть у меня почему-то особого желания не возникает.
Кстати, у меня в первом варианте рецензии было сравнение фэнтези со сказкой (но по некоторым причинам в итоге этот пассаж был исключен): "Ведь по внешним признакам можно было бы к фэнтези отнести, например, Льюиса Кэрролла, Дефо или Свифта. А не получается. Потому, что Свифт – это литература, а не фэнтези. Потому, что у Свифта есть ирония. Свифт он ближе к сказке. А сказка - это много полутонов и скрытых смыслов («Сказка ложь да в ней намек…»)". И дальше уже "В мюзикле же «Последнее Испытание» все однозначно как удар топора"...
mirish From: mirish Date: August 27th, 2009 08:51 pm (UTC) (Link)

Re: Неплохой коммент на твою рецензию:)

1)Версия на диске вообще сокращенная, к сожалению. Нет в ней, например, арии короля-Жреца "Искушение состраданием", где он раскрывает перед Крисанией свое искреннее человеколюбие: это персонаж типа Великого инквизитора, его любовь сводится к стремлению уберечь людей от тягостной для них свободы, а себя и Крисанию он относит к вождям, которые должны пройти последнее искушение Заратустры. И он насквозь видит, чем можно взять такую, как она, и заклинает не верить манипулятору-магу, и он выглядит правым; и когда правда Крисании вроде бы побеждает (рушится Истар), то это эдакая обманка -- кажется, что она-то однозначно светлый персонаж, сострадание к врагу -- верный выбор, а добро с кулаками -- ложный.
2) В последней части образы героев переворачиваются.
Всемогущий Рейстлин победит все и всех, но сломается при виде девушек, которые ему оказывали и детей, которые его били. Глянцево-положительная жрица Крисания осознает, что ее святая любовь была попросту гордыней, жаждой самоутверждения, что она -- не жертва коварства Рейстлина, а виновница всей этой бни, и получила по заслугам. Карамон морально вырастет и окажется не тенью брата, бесхарактерным рохлей и тупым воякой, а единственым человеком, который умеет совместить любовь с кулаками, единственным способным поствить точку в истории. А безжалостный эгоист и манипулятор Рейстлин вдруг жертвует собой.
Это о картонных образах, которые не имеют никаких граней, полутонов и не развиваются.
Лично я взялась за эту вешь как раз за полутона, за неожиданные ракурсы, за нестереотипность, за то, что это "Красавице и чудовище" навыворот: чудовище нельзя сделать принцем, так только в сказках бывает, а в жизни чудовище сжирает принцессу и полцарства впридачу.
Если это все-таки не искомые полутона, если в этой сказке нет намека и морали и нетипичности, и вы "так и думали, что именно этим кончится", то, безусловно, Вы правы :)
maxilla_k From: maxilla_k Date: August 28th, 2009 06:28 am (UTC) (Link)

Re: Неплохой коммент на твою рецензию:)

Вы правда всерьез предлагаете мне объяснять вам банальные истины о том, что добро и зло, тьма и свет - это не абстрактные константы, а отношение людей?! Причем, что для одних тьма, для других свет, и на этом строится искусство. А у вас это просто безликие маркеры. Поэтому сколько бы герой не менял плюс на минус, это решительно не имеет никакого значения. Это не более, чем схема. Как можно сопереживать схеме?! Какая разница, электрод примкнет к аноду или к катоду?! Возьмем в противовес "Мастера и Маргариту", где "тьма" полностью прописана и понятна, и в которой читатель узнает себя, свои чаяния и мечты... Ну, ладно, не будем по гамбургскому счету. Возьмем Лукьяненко. Не бог весть какой писатель, но ГЕНИАЛЬНЕЙШИЙ фантаст, способный на ОДНОЙ странице полностью расписать выдуманную им цивилизацию (а у вас на двух дисках какие-то неясные голограмы, впрочем, сорри, второго не слышал - утверждать пока не буду). Та же по сути тема. Только персонажи живые.
И еще раз оговорюсь, это не сказка у вас. Не бывает сказок без иронии.
>>>это "Красавице и чудовище" навыворот<<<
Занятная картинка, однако, складывается: для Антона это "Идиот", для вас - "Красавица и чудовище"... Что-то мне эта ситуация подозрительно напоминает одну известную басню... ;-)
From: (Anonymous) Date: August 29th, 2009 04:07 pm (UTC) (Link)
Йа туд вклинюсь немножко... Уважаемый автор, вы можете назвать хоть одну оперу без пафоса и картонных персонажей? И, до кучи, Вагнер там, Моцарт не пренебрегали фентези-мотивами, а если читать их либретто отдельно, получится вообще кошмар. И ничего, слушают и любят:)
maxilla_k From: maxilla_k Date: August 31st, 2009 12:30 pm (UTC) (Link)
Вам - нет. А вы кто, вообще?
>>>Вагнер там, Моцарт не пренебрегали фентези-мотивами<<<
Не путайте божий дар с яичницей!
eovin1 From: eovin1 Date: September 8th, 2009 07:07 pm (UTC) (Link)
Я - это я. Паспортные данные обязательны?:)
"Вам - нет". Слабо?
И слабо назвать принципиальные отличия сюжета данной вещи от классических опер? Божьего, так сказать, дара от яичницы?
maxilla_k From: maxilla_k Date: September 8th, 2009 07:25 pm (UTC) (Link)
Просто разговаривать с анонимами обычно не вижу смысла. Имею право?
А слабо, это да. Ой, как слабо!
Вы меня спрашиваете, чем отличается любой шампунь от хозяйственного мыла... Как вы предлагаете мне отвечать?! Да всем. Ну, назначением, например... И даже несмотря на то, что вопрос поставлен неправильно, на то, что мне, конечно же, слабо, и даже на то, что вы приписываете "фэнтези" произведениям, написаным тогда, когда фэнтези, как жанра, вообще не существовало, я вам отвечу. И дабы оставаться в рамках приличия, я отвечу вам в вашем духе. А скажите мне, а чем, собственно, похожи сюжеты данной вещи на сюжеты классических опер?
(Deleted comment)
beska_san From: beska_san Date: October 1st, 2009 02:57 pm (UTC) (Link)
думаю, Вам стоит слушать и смотреть МУЗ ТВ и читать анекдоты.
maxilla_k From: maxilla_k Date: October 1st, 2009 03:06 pm (UTC) (Link)
Большое спасибо за ваше неожиданное и милосердное участие в моей никчемной судьбе! Даже не знаю, как же я жил без ваших ценных советов!
pingback_bot From: pingback_bot Date: January 15th, 2012 11:00 am (UTC) (Link)

1119. Кукушки и кукухи.

User ivanpetrov88 referenced to your post from 1119. Кукушки и кукухи. saying: [...] Ги. Кто не в курсе, я вообще-то, мягко говоря, не очень большой фанат всей этой фэнтэзийной лабуды [...]
55 comments or Leave a comment