maxilla_k (maxilla_k) wrote,
maxilla_k
maxilla_k

Categories:

Рок-н-ролл дедушка или Значит, небу так надо.

Сдается мне, что не след поэту доживать до юбилеев... По крайней мере, в России. Увы, но правота сей печальной максимы уже была доказана и передоказана вдоль и поперек. Остервенение, с которым всю жизнь человека пинают и хулят, на пару дней сменяется равной по разрушительной силе неистовой "любовью" невесть откуда взявшихся поклонников разного калибра и разлива, готовых насмерть задушить юбиляра в своих объятиях, обвешать цацками и околпачить званиями.
200-летие Пушкина ознаменовалось в Москве "бессмысленными и беспощадными" народными гуляниями; на юбилеи Цветаевой и Высоцкого разные каналы телевиденья, перебивая друг друга, показывали одни и те же программы, декламировали одни и те же стихи, раз и навсегда всем доказав, что тошнить может и от любимых поэтов. В результате такой "передозировки" у ничем не защищенных телезрителей не могло сложиться ничего, кроме стойкого отвращения к юбилярам. Но те хотя бы не дОжили до этих тОржеств!
В этом плане Евгению Евтушенко повезло меньше. Хроника широко объявленного 75-летия включила в себя выпуск довольно весомого фолианта "Весь Евтушенко", постановку рок-оперы "Идут белые снеги..." на сцене СК "Олимпийский", творческие вечера, пресс-конференции, выдвиЖЕНИя на различные литературные и окололитературные премии. Надо сказать, что для буднего дня в "Олимпийском" вчера (12 декабря 2007 года) собралось довольно впечатляюще большое количество народа. Однако, публика была слишком разношерстной: молодежь пришла за рок-оперой, люди старшего поколения - скорее, чаяли поэтический вечер в духе тех, что в 60-е годы прошлого века регулярно проходили в Политехническом музее. Программа была рассчитана с учетом вкусов и тех, и других, и, как обычно в таких случаях, "получилось как всегда". Пожилые люди, не выдержав напора рок-музыки, частично уходили, не дождавшись поэтического вечера, а поэтический вечер после кульминации рок-оперы уже выглядел несколько избыточным.
Вообще-то название рок-опера для этого представления было не совсем правильным и, скорее, использовалось в сугубо коммерческих целях. "Спектакль-поэтория", на мой взгляд, гораздо точнее выражает суть происходившего на сцене. Попытка угодить "коммерции" сыграла со спектаклем злую шутку, ибо, полагаю, зритель, как и я, поначалу пытался уловить сюжетное построение, присущее рок-опере, как жанру, вместо того, чтобы просто слушать музыку и стихи. Тем более, что на "задней" сцене массовка играла в волейбол, а на передней - плясала на дискотеке. Между этими условными сценами в тесноте, да не в обиде расположились музыканты: рок-группа STEEL CITY BAND, симфонический оркестр "Элеганс" и хор п/р Г. Сафонова. Происходившее на задней и передней сцене имело весьма отдаленное отношение к действию и, вероятно, было призвано лишь затем, чтобы передать дух эпохи 60-70 гг. прошлого века, на которые пришелся расцвет поэтического таланта Евтушенко. Перед сценой было выложено озеро из цветных лампочек, на котором в трех лодках уютно расположились телеоператоры, снимавшие все представление для истории. Кроме того, на огромном заднем экране постоянно транслировались фотографии с видами среднерусской полосы, а также творческих и общественных вех самого автора и юбиляра.
Рок-опера "Идут белые снеги...", как следовало из пресс-релиза, была издана на пластинке 20 лет назад и разошлась тиражом около 2 миллионов экземпляров. Я же про эту пластинку даже ничего и не слышал по вполне уважительной причине: я служил в это время в армии под Мурманском и слушал там совсем другие трели... Премьера оперы на сцене состоялась только теперь и тот факт, что показана она будет в двух столицах, скорее всего, только по одному разу, делает ее уникальной и чуть ли не сходу легендарной.
Несмотря на то, что со мной, например, не вполне согласна моя одноклассница.ру Наташа, составившая мне компанию в этот вечер, я не могу не отметить, что именно на Евтушенко, а не на "легенде советского рока" Анатолии Алешине, поработавшем когда-то в легендарном АРАКСЕ, и не на STEEL CITY BAND, держалось все действие. Дедушка зажигал по-настоящему, убирая своим искренним рок-н-ролльным задором практически всех на сцене. Кроме, разве что, пожалуй, Павла Смеяна, исполнителя, принявшего в свое время участие во всех заметных музыкальных проектах: в Ленкоме именно он пел партии в "Юноне и Авось", которые не мог вытянуть Николай Караченцов, снимался и пел в фильме "Мэри Поппинс, до свидания" шлягер "Полгода плохая погода" и т.д. И здесь самыми заметными стали исполненные им номера: "Я - временный поэт. Всегда - вот мое время...", "Граждане, послушайте меня..." и др. Остальные исполнители, на мой взгляд, просто терялись за спиной 75-летнего поэта, постоянно сидевшего на сцене вместе со всеми участниками представления. Однако, когда он декламировал стихотворение про то, что он не помнит свое имя, поэтому называйте его "Россия", у нас с одноклассницей.ру это вызвало поначалу добрую усмешку. Когда же на экране он проецировался в компании памятников Пушкину и Маяковскому, а особенно когда на том же экране он предстал в виде солнца в весьма прямолинейной и непритязательной метафоре, то смех уже совсем стало трудно сдерживать. Нет, понятно, некоторая дерзость выходящему на сцену просто необходима, но все же, все же... Вот еще один минус личного присутствия на собственном юбилее. Без него бы это могло бы выглядеть, наверное, и оправданным в какой-то мере.
И вот еще, что удручает. Поэты, и Евтушенко в этом плане не исключение, к юбилеям становятся настолько правильными и начинают писать о таких прописных истинах, что это попросту зачастую становится скучным, пресноватым, что ли...
Художник первородный - всегда трибун!
В нем дух переворота и вечно бунт!
Так в 1960-х годах сказал в поэме "Мастера" соратник Евтушенко (по крайней мере, по тем временам) Андрей Вознесенский (цитата по памяти). Так вот "трибуном" Евтушенко, бесспорно, остался отменным, а вот "дух переворота" испарился да и "бунт" уже жидковат. Увы!
Во втором отделении, поэта начали поздравлять и вручать награды и премии. Например, Генрих Боровик объявил его "героем нашего времени", подарил галстук с фотоаппаратами на нем (оказывается, Евтушенко не чужд и фотографированию)... Смотреть на это было уже совсем как-то грустно, и мы с однокласницей.ру покинули СК "Олимпийский"... А на улице тоже... Шли "белые снеги"...

Tags: глядя в телевизор, концерты, литература, музыка, посты 1 - 300, рецензии, стихи, театр
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 26 comments