maxilla_k (maxilla_k) wrote,
maxilla_k
maxilla_k

  • Location:
  • Music:

3023. Моцарт и Сальери.

У меня есть друг. Музыкант. Но кроме того, он довольно успешный и вполне себе состоявшийся человек. У него семья плюс очень серьезная и напряженная работа, которая отбирает у него массу сил и времени. Поэтому, в частности, и по ряду других более мелких причин, мы не виделись с ним, наверное, лет пять. А тут он говорит, давай встретимся. Раз сорвалось, два – у меня не получилось… На третий раз уже никак нельзя было откладывать.

И вот сидим мы, он играет мне песни… Вам когда-нибудь играли песни? Нет, не вообще, а вот так, чтоб конкретно вам? Это совершенно удивительное чувство. Когда-то один очень хороший повар мне рассказывал, что настоящий повар должен всегда готовить не для какого-то абстрактного гостя, а только для конкретного человека. И это большая разница. Короче, офигев от какого-то совершенно нового чувства, где даже сам выбор песен сообщал мне о состоянии моего друга довольно многое, я решил записать его на диктофон. Цифровой век, никуда от этого не денешься. Скажу сразу, на записи ничего от этого чувства не осталось и в помине, конечно, но зато остались некоторые обрывки наших разговоров.

Надо сказать, что в следствие некоторой эксцентричности моего друга ему иногда являются всякие существа и показывают ему разные видения (и тут не всегда понятно даже, куда ставить ударение, на первый слог или на второй), которые ему представляются ответами на некоторые поставленные им вопросы и которые поэтому ему нужно непременно понять и расшифровать.
- Вот смотри, - он рисует на низком черном табурете пальцем перевернутый треугольник, - вот здесь я, а здесь цель.
- Т.е. цель есть? – спрашиваю я.
- Да, вот она, - показывает он мне на нижний угол перевернутого равнобедренного треугольника.
Вообще-то я имел ввиду цель вообще. Есть ли цель в принципе... Но он настолько увлечен, что этого просто не замечает.
- И вот мне надо стесывать, стесывать, - в голосе у него читаются нотки преодоления чего-то через силу, - эти края треугольника, чтобы пробиться к этой цели…

Каким-то образом наш разговор вдруг зацепил мои еще очень свежие тогда ощущения от спектакля «Маленькие трагедии 2к30» в театре на Юго-Западе. Моцарт и Сальери – это же на самом деле один человек, в котором бушуют все эти страсти. Сальери же почему завидует Моцарту? Потому, что тот пишет гениальную музыку? Нет. Потому что он делает это легко. Потому что он беззаботный и ему, якобы, все без труда дается (в реальности, судя по всему, все было не совсем так, но у Пушкина неслучайно же, наверное, нет ни слова ни про папашу, практически лишившего Моцарта детства, ни про суку жену, бросившую его именно в тот момент, когда тому больше всего нужна была ее поддержка; по крайней мере, так в пьесе «Амадеус» Питера Шеффера). Зачем он притащил скрипача? Да незачем, просто по-приколу. Он вообще все делает незачем, и Сальери это бесит.

Один из фрагментов записи нашей беседы я дал послушать своей знакомой, ее комментарий показался мне неожиданно очень интересным. «Твой друг – очень цельный человек», - сказала она. Цельный, хм. Я стал мять и растирать слово «цельный», как какую-нибудь химическую субстанцию на ложке. Мне раньше всегда казалось, что слово «цельный» происходит от слова «целый»… Блин, а не от слова «цель» ли?!
Вот почему мой друг позвал (спустя 5 лет) именно меня в моей драной джинсовой куртке?
- Ты не обидишься, можно я тебе дам 5 тыс, купи себе нормальную куртку…
Блин, он прав, и нет, на него не обижусь, конечно, нет. Хоть мне и очень неудобно.
При его успешности, не сомневаюсь, у него должно быть до фига друзей, мечтающих с ним вот так вот посидеть… Думаю, дело в том, что его внутренний моцарт проигрывает сальери с разгромным счетом где-то приблизительно 8:0. Наверное, я в своей драной курточке должен был как бы встать на сторону его внутреннего моцарта. И поэтому, видимо, я подсознательно задаю ему довольно странные вопросы, идущие несколько вразрез с беседой.
- Что тебе это даст? – пытается он в ответ отмахнуться от них немного раздраженно (естественно я услышал это легкое раздражение уже только на записи).
- Да просто любопытство, - отвечаю.
На самом деле, наверное, это мое отчаянное такое подсознательное: стопэ-стопэ, чувак, дай мне подумать. Дай мне немного времени подумать.

По спектаклю «Маленькие трагедии 2к30», в будущем люди не читают книг... Простое решение. На самом деле все гораздо хуже. Они читают, но вполне конкретные книги. Например, «Как написать хит». А вот на художественную литературу у них нет времени. Да и нафига?! С практической точки зрения чтение бесполезно и бесцельно. Тогда как всякие «духовные практики» и эксперименты предлагают как раз вполне конкретные цели. Правда, никто еще вроде не видел того, кто бы их достиг. Ну да ладно, зато они так соблазнительны. Из того, о чем доводилось слышать мне, все то, что они видят в результате всех этих видений и практик, все это и так существует внутри них. Они наталкиваются на это через какие-то предлагаемые им упражнения и средства, и почитают все это за «инсайт» (откровение, по-русски, кстати, но инсайт-то, конечно, звучит куда более загадочно и впечатляюще, согласен). Со всем этим отлично и, я бы даже сказал, гораздо более эффективно справляется литература. Хорошая литература как раз и существует для ответов на мучащие их вопросы: через чувства, через катарсис (тот же «инсайт», вид сбоку). Но у них нет времени читать. И поэтому они предпочитают искать ответы любыми другими способами: от холотропного дыхания, например, до обращения к модным нынче психологам и в прочих всяких весьма недешевых экспериментах. Могут себе позволить. У них есть на это деньги.

Я конечно бы все равно не собрал тогда все эти свои мысли в кучку. Поэтому проиграли мы с тобой, Вольфганг Амадей! Но ничего, бог даст, еще поборемся.

P.S.
Отчитываюсь, куртку купил.

Tags: в кругу друзей, вещи, книги, контрпродуктивная логика, лингвистика, литература, музыка, переводы, посты 3001 - 3300, театр
Subscribe

Posts from This Journal “контрпродуктивная логика” Tag

  • 3252. Вы кто все такие?

    Мой друг Паша рисует картинки. Случается это обычно так. Мы пьем вино у меня на кухне, например, или сидр, слушаем музыку, просто о чем-то…

  • 3145. Unfuck Greece!

    (A tribute to Joseph Heller or my "Catch-22" style exercise). Haven't had any posts in English here quite for a while. Here's a piece of a 4 y.o.…

  • 3125. Весенние птицы Тимирязевского парка.

    В прошлом году в начале мая я записал на обычный телефон пение весенних птичек в Тимирязевском парке. А тут недавно по случаю довольно основательно…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments