maxilla_k (maxilla_k) wrote,
maxilla_k
maxilla_k

Category:
  • Location:
  • Music:

3749. Странник, или Обыденность зла.

Давненько я не брал в руки шашек был в театре им. Моссовета, ох, давненько!

"Странник" по пьесе М. Горького "Старик" (реж. Юрий Еремин).
Театр Моссовета, 27 августа 2021 года.
(по любезному приглашению сообщества moskva_lublu).

О том, что Старика раньше играл Виктор Сухоруков, я узнал уже после спектакля, посмотрев на стенд спектакля в фойе театра. И сначала чуть даже не сказал Эх. А чуть подумал, да нифига и не Эх! Я посмотрел на фотографии на стенде и очень четко представил себе Сухорукова в этой роли и неизбежные отголоски в ней его предыдущих работ: Брата-2, "бедного Павла", отца Филарета из "Острова" и т.д. Вряд ли Сухорукову, при всей огромной любви к нему, удалось бы сыграть такую "обыденность зла", - ему, наверное, когда он только выходит на сцену, уже аплодируют стоя. Я конечно не видел, но, по-моему, ноунейм из театра Пушкина без всякого шлейфа подходит для этой роли куда лучше. В общем, поздравляю Владимира Николенко с дебютом! Это был первый его спектакль, и, на мой взгляд, он удался!

...

Ведь Полковница входит в "поединок" со Стариком с позиции силы. С Сухоруковым бы этот номер явно не прошел. Здесь же Евгения Крюкова на равных со Стариком, один на один, и честно ему проигрывает. Сцена когда он бесконтактно ощупывает ее всю, прижатую к стене, на мой взгляд, прям очень, пробирает до костей. Любопытно, что после сцены "поединка" несколько зрительниц решили уйти со спектакля. Но тут я бы скорее расценивал это как аплодисменты, ибо, на самом деле, это их так сильно впечатлила победа зла. Зритель сейчас малохольный пошел, неподготовленный.
А тут еще спектакль откровенно показывает, что у всех есть чего скрывать и поэтому так подцепить можно любого, как это (до появления Старика) делает щеголеватый Яков (Нил Кропалов): "Щас смешно будет"! Этим же, собственно, уже в наши дни промышляют все эти бесконечно звонящие вам "службы безопасности Сбербанка" и т.д.

...

Существенный минус спектакля в том, что нет финального аккорда, и не очень понятно, когда он заканчивается: зрители явно были в замешательстве, пора ли уже аплодировать или еще нет. Дело в том, что в спектакле так и остается неясно, зачем, собственно, Старик все это делал, если не за деньги. А если за деньги, то это как-то несколько банально для Горького, нет? Ведь Горький же, если отбросить обрыдшие всем по школе "Песнь о Буревестнике" и "На дне", очень даже неплохой драматург (уж всяко не хуже Данилова). В спектакле же Старик только туманно обещает своей собаке девице (Татьяна Храмова), что они "поплывут отсюда большими кораблями". Хер его знает, чего это значит. Современному человеку это, наверное, должно намекать на некий материальный достаток, но во времена, когда пьеса была написана, в 1915 году, это, на мой взгляд, вполне могло и намекать на "корабли" скопцов, которые они поджигали, чтобы вознестись на небо.

...

Плюсы спектакля в том, что об этом после спектакля можно подумать. Правда, я бы все-таки не переоценивал в этом плане нынешнего зрителя они скорее пришли на Сухорукова поглазеть.
В общем, смотрите, к чему пришел я (не спойлер, не бойтесь). Старик на протяжении всего спектакля выступает этаким апологетом страдания. Раз он страдал, значит, и все должны страдать. А кто у нас главный по страданию? Иисус Христос суперзвезда. Вернее, то, каким его транслирует церковь: он за вас страдал, так уж и вы пострадайте, ничего с вами не случится. Мастаков и Питирим (Старик) это два разных взгляда на Иисуса Христа. Один страдает и заставляет всех страдать, другой - искупает свой грех тем, что становится нужным людям: строит училище и "кормит" три тысячи человек. А кто у нас 5 хлебами и 2 рыбами пять тысяч человек накормил? Вот! А еще Мастаков в первом действии чинит туфлю падчерице, и это выглядит как будто он натурально "омывает ей ноги". Случайно? Более того, спектакль-то "по пьесе" Горького, а Горького мало кто читал (нет, я конечно тоже нет, просто поинтересовался по случаю). Режиссер здесь, оказывается, делает подмену: в спектакле Мастаков признается в изнасиловании несовершеннолетней, тогда как по пьесе Горького, насколько я понял, за это был осужден не он, а как раз Старик. Т.е. он берет на себя его вину. И идет на Голгофу.

Все фото: (с) Максилла Кузнецов

Tags: блоггеры, литература, мобилография, посты 3601 - 3900, религия, рецензии, театр, фото, церковь
Subscribe

Posts from This Journal “блоггеры” Tag

  • 3661. Самая неизвестная улица Москвы.

    Я здесь живу всегда, но не устаю удивляться, сколько интересного всего вокруг. Когда-то здесь было Старое шоссе и Новое шоссе. Новое шоссе в 1964…

  • 3642. А ты не летчик...

    Очень странно, но давно я не был в театре кукол Карабаса Барабаса Школа Современной пьесы. Они уже и переехали очередной раз... Нет, конечно,…

  • 3636. Умирать здорово.

    " Русская народная почта" (реж. Георгий Долмазян) Театр МОСТ, 26 марта 2021 года. (по приглашению сообщества moscultura и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment