maxilla_k (maxilla_k) wrote,
maxilla_k
maxilla_k

Category:

Не дайте себя обмануть.

В пионерских лагерях мне доводилось бывать дважды... Оба раза пионером. Летом 1979 года я провел одну смену в п/л "Ласточка". Наш отряд назывался "Бригантина", и у нас был девиз-речевка: "Нету скуки, нету тины на борту у Бригантины". Ужас, блин! Какая безвкусица! Впрочем, тогда мне это казалось очень даже романтичным...

Вспомнил я все это благодаря сериалу "Синие ночи", который показывает сейчас Первый канал. К сегодняшнему дню уже показаны 6 серий (ровно половина), но, мне кажется, что уже все понятно и можно делать выводы. На первых сериях я, как и многие мои сверстники, конечно, ронял скупую слезу умиления, утирал слюну ностальгии и пр. и пр. В накануне показанном по ТВ фильме Карена Шахназарова "Исчезнувшая империя" про те же 70-е годы я насчитал довольно много вольных или невольных ляпов. Поэтому и здесь соблазн заняться их отловом поначалу был велик. Однако приятной неожиданностью для меня стало то, что все, что я смог накопать, даже претензями-то назвать язык не поворачивается, - это максимум придирки. Ну, например, хорошая дорога с четкой разметкой в сельской местности, по которой едет автобус в первой серии, в 79 году была возможна, конечно, но очень маловероятна. Вожатая Катя в разговоре с медсестрой Викой едва ли могла назвать приезжаюшего к ней Эрика "мой парень", - это лексика из другого времени. Или длинноволосый (хиппи-light) вожатый Рома напевает себе под нос "На дальней станции сойду...". Возможно, но крайне маловероятно. Такие люди, как Рома, ненавидели официоз и советских композиторов, и по своей воле никогда бы не стали петь песни Шаинского. Вот когда он поет на "костре" под гитару "Мы желаем счастья вам" группы ЦВЕТЫ, это да, верю. Группа ЦВЕТЫ Стаса Намина это тоже такой хиппи-light того времени. Ну, и уж чтобы женатый второй секретарь райкома партии Скворцов (актер Игорь Бочкин) поставил под угрозу всю свою карьеру ради сомнительного романа со старшим воспитателем Антониной Сергеевной... Это из серии фантастики, - как тогда говорили. За аморалку тогда из партии вылетали со свистом. В каком-нибудь санатории на юге, где его никто не знает, еще туда-сюда, но в пионерском лагере (да еще и названном именем Павлика Морозова)... Константин Сергеевич, вы как?
Но, если отбросить придирки, то надо признать, что фильм полностью воссоздает картину того времени. Отчего ж тогда с определенного момента вся атмосфера романтики и благостности начинает так сильно отдавать фальшью?! Ответ прост. Сериал этот про людей, которые, как говорит нач.лагеря Марк Ефимович (актер Лев Дуров) в шестой серии, до января живут воспоминаниями о лагере, а после января ждут лета и нового заезда.
- У нас крепостных нет, - бойко, как на комсомольском собрании, рапортует Антонина Сергеевна.
Вот! Вот, в чем дело! Это неправда. Крепостные в лагере есть. Я это отлично помню. Это дети. Им не давали купаться в жару, запрещали выходить за забор, накачивали идеологической подготовкой и всякими дурацкими линейками, построениями, конкурсами, вручениями грамот и флагов... Реально свободного времени у детей было очень мало. Им давали ТАКИЕ нагрузки, чтобы они уже и помыслить не могли о чем-то своем... Детьми они могли позволить себе быть только ночью и в "тихий час", когда их более-менее оставляли в покое. Ночью они мазали девчонок зубной пастой, рассказывали страшные истории, а в тихий час устраивали заснувшим товарищам "барабанщиков" (зажженная бумажка кидалась спящему на грудь и тот спросоня барабанил по груди, как очумелый), "велосипедистов" (спичка вставлялась между большим и указательным пальцем ноги и поджигалась; в результате внезапно проснувшийся начинал изо всех сил "крутить педали") и пр. Мальчишки! В остальное время в праве быть детьми им попросту отказывали. Поэтому большинство детей ненавидели этот чертов лагерь и строчили домой слезливые письма с просьбой забрать их отсюда поскорей.
Так вот детей, тех, для кого этот лагерь по идее и должен был предназначаться, а вовсе не для бесконечных "блядок" персонала, в фильме-то практически и нет. За исключением умильных Зудько, Быркина и Ксюши Рябинкиной, которые появляются только когда сюжет начинает уже окончательно провисать. Остальные же дети нужны в фильме лишь для массовки. Эпизод с крапивой уж очень тянет на заимствование из "Добро пожаловать или Посторонним вход воспрещен!". Вообще, в фильме Элема Климова уже показан пионерский лагерь, как он есть, во всем его "блеске и нищете". И нечего ни добавить, ни убавить. До сих пор. Зачем же тогда НТВ-Кино снова взялось за эту тему? А очень просто. Очевидно, идет социальный заказ на романтизацию прошлого (хватит, посмеялись, - будя), и для этого все средства хороши. Вплоть до прямого подлога. За счет того, что из сюжета по максимуму исключают детей, создается иллюзия всеобщего счастья и веселья. Ну да, есть еще всякие несознательные элементы в деревне, но и их, я уверен, за оставшиеся 6 серий сто раз успеют перевоспитать. Да и не страшные они вовсе, а, скорее, комичные и даже в чем-то милые, типа уголовников в "Джентельменах удачи".
Сейчас вообще время иммитаций. Например, берется здание 18 века, внутри полностью разрушается, а потом 18 век полностью заново отстраивается и в здании открывается, например, модный ресторан "Турандот" на Тверском бульваре. Скажете, можно было отреставрировать? Да ладно вам, бросьте, что в 18 веке понимали про 18 век?! Вот мы вам покажем настоящий 18 век! Так же, на мой взгляд, поступили и в этом сериале с пионерскими лагерями. Неужели те, кто еще помнят то время, поверят в эту сладкую, но развеСИСтую клюкву?!
Под такую задачу создатели не ошиблись, когда пригласили много новых незнакомых актеров. Есть, правда, и намозолившие уже глаза в других сериалах Анна Казючиц (Наташа) и Ольга Фадеева (Вика). Причем, последняя играет ту же самую роль (один в один) медсестры, вокруг которой вьются мужики, что и в сериале "Солдаты". Только в отличие от сериала "Солдаты", где почему-то не было места эротике, здесь Ольга в третьей серии показывает сиську. Хорошо, конечно, но стоило ли из-за этого городить весь сыр-бор?! У Элема Климова все куда как лучше, точнее, динамичнее... И короче.
В начале я назвал "Синие ночи" сериалом. Это не случайно. Хотя его создатели из кожи вон лезут, чтобы откреститься от набившего оскомину понятия "сериал" и везде именуют свое творение "многосерийным фильмом", дабы втиснуться в один ряд с "Место встречи изменить нельзя", "По семейным обстоятельствам", "Приключениями Электроника" и другими классическими советскими многосерийными фильмами. Но когда отсутствие четкого сквозного сюжета позволяет зрителям смотреть любую серию по отдельности, - это четкий признак сериала. Со всеми вытекающими отсюда выводами.

Tags: глядя в телевизор, детки-в-клетке, кино, посты 301 - 600, пусть всегда будут сиськи, рецензии, строительство, хиппи, эротика
Subscribe

  • 3643. До и после премьеры.

    ... на фото: 1) Иосиф Райхельгауз. 2) Приглашение. ... на фото: 3) Алина Кушим за режиссерским столиком. 4) Режиссер спектакля "Авиатор"…

  • 3642. А ты не летчик...

    Очень странно, но давно я не был в театре кукол Карабаса Барабаса Школа Современной пьесы. Они уже и переехали очередной раз... Нет, конечно,…

  • 3637. Мост со зрителями.

    Public talk в театре МОСТ с создателями спектакля " Русская народная почта". Участники: режиссер Георгий Долмазян, исполнитель главной роли Сергей…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments